М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени":
Я стал читать, учиться – науки тоже надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...
читать дальшеГлупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления [...]: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня.
«Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко.»
...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.
Нет в мире человека, над которым прошедшее не приобретало бы такую власть, как надо мною. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки... Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!
А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви.
¬- Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.
Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.
О женщинах, сравнивая их с темным лесом: «Только приступи, - говорил он, - на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение... Надо только не смотреть, а идти прямо, - мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!»
Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка!
Кто - Печорин или Лермонтов?
tsvetik
А я вот как-то раньше не обращала внимания на эту книгу, хотя Лермонтова очень люблю. Но вот прочитала - и пропала...
Безумно понравилось =)
Он не подонок. Точнее, изначально им не был. Тот отрывок, что я выделила оффтопом, как раз характеризует его правдиво. Его таким сделали=\
Хотя плохие мальчики, безусловно, чем-то привлекают..=)
но не его сделали таким.
он сам себя таким сделал и ему самому приятно от того, что ему плохо. человек, смакующий свои несчастья и неудачи, скидывающий свою ответственность на погибшую часть души. ему нравится себя жалеть и постоянно себе доказывать: ну вот, я так и знал, в этот раз то же самое, мне всегда невезет.
Тогда наполовину сам, наполовину обстоятельства) Когда ребенок с детства понимает, что ему как бы нет места в этом мире (а Печорину-хорошему его как раз и не находилось), он ломается. Я даже в жизни как минимум два таких вот печориных знаю...
Если бы там были одни пороки, его бы не любило столько людей. Неужто всех именно пороки и привлекают?
Кстати, мы с тобой тезки) Когда я заводила дневник, хотела выбрать имя Айри (так меня прозвали в институте), но оно уже было занято
А я долго искал себе ник (старый надоел до чертиков), наткнулся на словарь растоманского английского: IRIE (раст.) - характеристика уравновешенного, спокойного, целостного человека , решил, что латиницей непонятно (иногда, правда, подписываюсь "iRiE". А тебя почему так прозвали?
В этом и заключается смысл: Печорин не есть идеал.Он этого и не скрывает.Это человек,который боится быть счастливым,не умеет быть им,поэтому он несчастнее всех остальных,в этом его трагедия.
И ему тоже было нелегко посылать,как вы выразились,всех к чёрту.